Лондонский глаз

Лондонский глаз (London Eye) по праву считается самой знаковой туристической достопримечательностью Лондона. Он сформировал имидж Лондона и притягивает к себе внимание людей со всего мира. Ну кто мог себе представить, что в конце 20 века, столица Великобритании нуждается в строительстве гигантского колеса обозрения на берегу реки Темзы?

Но не прошло и десяти лет, как Лондонский глаз стал неотъемлемой частью города, как будто он всегда находился там. Сейчас сложно представить, как раньше миллионы туристов, да и местные жители, могли обходиться без него.

Лондонский глаз

Лондон - город с очень богатой историей и многочисленными архитектурными шедеврами, а Лондонский глаз сумел добиться такой же популярности и успеха, как и другие. О чем и говорит статистика: это самый популярный платный аттракцион в Великобритании, который посещают 3 500 000 посетителей ежегодно.

Самое интересное, что Лондонский глаз планировался только как временное сооружение. Разрешение на строительство колеса было выдано только на 5 лет до 2005 года. Но теперь уже можно смело утверждать, что сооружение простоит намного дольше. Ну у кого поднимется рука снести колесо обозрения, посещаемое миллионами туристов каждый год. Сразу напрашивается аналогия с не менее известной Эйфелевой башней, которую возвели в Париже в конце 19 века на 20 лет, но она стоит по сей день. А представить Париж без Эйфелевой башни просто невозможно.

Лондонский глаз: как всё начиналось

Лондонский глаз был разработан для конкурса, и так и не появился бы на свет, если бы этот конкурс не проиграл. В 1993 году, в одной из статей газеты Sunday Times, предлагалось читателям создать проект сооружения для встречи третьего тысячелетия. Это объявление привлекло внимание одной супружеской пары, Джулии Бардфилд и Дэвида Маркса, которые недавно начали самостоятельно работать над всевозможными архитектурными проектами.

До этого им приходилось работать в офисе на известных архитекторов Нормана Фостера и Ричарда Роджерса, которых они считали создателями стиля хай-тек. В ту пору строительный бизнес был на подъеме, поэтому участие в этом конкурсе могло бы повысить авторитет для их только что созданной компании.

Поэтому они сразу же выступили с инициативой по строительству современного колеса обозрения - разумный символ для встречи третьего тысячелетия и хорошее времяпровождение для отдыха. Джулия и Дэвид подали заявку и стали ожидать результатов.

Лондонский глаз ночью

По истечению нескольких месяцев, Sunday Times объявила, что никто не сумел победить в конкурсе, так как не было достойных проектов. Дэвид с Джулией вернулись к своей повседневной работе, но мысль о строительстве гигантского колеса обозрения их не покидал. Они были убеждены, что идея должна сработать не только в конструктивном отношении, но и приносить хороший доход.

Обычно архитекторы разрабатывают проекты для других людей - людей с деньгами, но так как никто не желал построить огромное колесо на реке Темзе, они решили, что построят колесо сами.

Для воплощения своей идеи им пришлось очень много поработать. Сначала им надо было найти человека, который бы профинансировал бы проект. Этим человеком оказался сосед Дэвида и Джулии - Боб Эллинг, который в то время возглавлял крупнейшую авиакомпанию British Airways. Пустяковый разговор об отправке рождественской открытки привел к тому, что Эллинг использовал финансы и авторитет авиакомпании для реализации проекта и позволил Дэвиду и Джулии сфокусироваться над другой серьезной проблемой - получения разрешения на строительство.

Для того, чтобы построить колесо обозрения в парке Джубили Гарденс, как этого хотели супруги, им пришлось получить письменное согласие всех тех, кто мог выступить против строительства: местных жителей, госучреждений, транспортных компаний, морских и речных ведомств, исторический и архитектурных обществ и всех соседних организаций и предприятий.

Кабинка Лондонского Глаза

Когда наконец все бюрократические вопросы были решены, реализация проекта оказалась под угрозой. а случилось это из-за того, что контракт на строительство колеса выиграла компания, которая предложила самую низкую цену, ей оказалась японская Mitsubishi. Но вскоре японцы поняли, что явно продешевили и чтобы сократить расходы, они собирались упростить проект.

Вместо вращающийся наблюдательных капсул яйцевидной формы, они предлагали обычные подвесные полуоткрытые кабинки из дешевых материалов. Но архитекторы скорее вышли бы из этого проекта, чем разрешили так испортить дизайн своего "детища", и строительство Лондонского глаза оказалось под срывом.

В итоге Mitsubishi вышла из проекта. До начала нового тысячелетия оставалось всего пару лет и наконец была собрана новая команда из специалистов разных стран: Великобритании, Голландии, Франции и Италии. Но вовремя открыть Лондонский глаз помешали проблемы со стабильностью конструкции в некоторых капсулах.

Официально колесо было открыто 31 декабря 1999 года в присутствии премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Но именно из-за технических проблем, для широкой публики Лондонский глаз открылся в марте 2000 года.

Лондонский глаз стал самым высоким и наиболее известным колесом обозрения в мире. Революционный дизайн и новаторские решения, всё было объединено в этом сооружении. Оно на 30 метров превысило высоту колеса в Йокагама Бей ( Япония) и достигло 135 метров в высоту. Лондонский глаз был самым высоким колесом обозрения вплоть до 2006 года, когда были построены аналогичные сооружения, но еще выше, сначала в Китае, а затем в Сингапуре.

Интересные факты о Лондонском глазе

  • В отличие от множества колес обозрения, где в подвешенной кабинке размещается небольшое количество пассажиров, Лондонский глаз использует "капсулы" яйцевидной формы. Благодаря своему креплению, угол обзора в этих капсулах равен 360 градусам. Всего таких капсул 32 (по количеству районов в Лондоне), а весит каждая по 10 тонн. Одна капсула рассчитана на 25 человек и имеет в себе места для сидения и кондиционер. 
  • С момента открытия, на счету Лондонского глаза 75 наград национального и международного туризма за архитектурную ценность и выдающиеся инженерные достижения. 
  • Скорость колеса 0,9 км в час или 26 см в секунду. Это позволяет посетителям выходить и заходить на колесо обозрения без остановок. Всего время одного оборота составляет 30 минут. 
  • Лондонский глаз за один оборот колеса вмещает в себя до 800 пассажиров, что можно приравнять к вместимости 11, хорошо любимых туристами, двухэтажных автобусов. 
  • В ясный день, с верхней точки колеса видимость может достигать 40 км. 
  • Для строительства колеса понадобилось 7 лет и представители 5 стран.



Дорога смерти в Боливии
Мон-Сен-Мишель
Эресуннский мост