Храмовый комплекс Аджанта
Духовное наследие Индии действительно колоссально, однако, даже посетив эту страну, не всегда выходит правильно понять некоторые её особенности и культурные нюансы, несмотря на все старания гидов или предварительную подготовку. Этим нужно жить. Но даже с подобным положением вещей можно довольно легко смириться, ведь это духовное наследие не просто существует, оно находит своё отражение в многочисленных архитектурных сооружениях, которые гарантированно сумеют поразить даже искушенных путешественников.
В Индии находятся действительно уникальные храмовые комплексы, которые вряд ли удастся увидеть где-либо ещё. И Аджанта относится к их числу. Этот буддистский комплекс довольно часто красуется на рекламных разворотах, привлекая своим внешним обликом. Комплекс является рукотворным, и это, пожалуй, поражает больше всего. Сложно поверить, что человек способен воздвигнуть этот без преувеличений монументальный комплекс.
Считается, что его возведение началось ещё во втором веке до нашей эры, однако, последние отделочные работы прошлись уже на третье столетие нашей эры, полностью завершившись лишь к седьмому. Первые храмы возводились на самом пике могущества правящей индийской династии. Фрески, которые практически в полном размере дошли до наших дней, являются старейшими во всей Индии. Пещеры же второго этапа остаются объектом активного исследования. Пока что довольно сложно сказать, к какому историческому моменту стоит привязать начало их возведения и как более правильно объяснить некоторые особенности их оформления.
Поначалу могущественный и обжитый, Аджанта начал терять свои позиции к тринадцатому веку, когда буддизм, как основное религиозное учение, начал иссякать. Тогда храм был покинут большинством молодых монахов, старые же дожили в нём свои последние годы и погибли. О храме забыли вплоть до девятнадцатого века, когда на волне колонизации он был вновь открыт англичанами. Открытие это произошло по читой случайности. От этого события на стене одного из храмов осталась вполне конкретная надпись, которая увековечила имя первооткрывателя. Стоит также отметить, что вынужденное забвение и неприступность расположения спасли Аджанту, так как одно время в Индии существовало мощное движении, инициировавшее уничтожение буддистских святилищ. Храм Аджанта же был спасён.
Аджанта располагается на краю каньона. Двадцать девять храмовых зданий буквально вырезаны в пещерных породах, а вместе с ними и кельи монахов. Вход в каждый из старинных храмов украшен необычными орнаментами – резьбой по камню. Мощные колонны подпирают тяжелые своды. Рисунки и фрески в буквально смысле оплетают стены, практически не оставляя хотя бы относительного свободного пространства. На барельефах изображены не только религиозные сюжеты, но также многочисленные зарисовки, которые позволяют составить более полное впечатление о быте и некоторых традициях людей того времени. Интерес также представляют изображения эротического характера.