Рука Пунта-дель-Эсте
Рука Пунта-дель-Эсте представляет собой скульптуру руки, частично выходящей из песка и расположенной на пляже Брава в популярном курортном городе Пунта-дель-Эсте в Уругвае. Скульптура была сделана чилийским художником Марио Ираррасабалем и представлена летом 1982 года на первом ежегодном международном собрании современной скульптуры на открытом воздухе в Пунта-дель-Эсте. С тех пор скульптура стала символом Пунта-дель-Эсте и является одной из самых узнаваемых достопримечательностей Уругвая.
На протяжении многих лет скульптура стала называться разными именами, такими как Emergiendo a la Vida (Человек, появляющийся в жизни), Monumento los Dedos (Памятник пальцам) и Monumento al Ahogado (Памятник утопленным), хотя создатель предпочитает, чтобы ее называли просто "Рукой".
Марио Ираррасабаль был самым молодым из девяти скульпторов, приглашенных принять участие в первом Международном собрании современной скульптуры на открытом воздухе. В течение всего лета набережная превратилась в своеобразную уличную мастерскую, где собрались художники из разных стран и начали создавать свои шедевры. Марио Ираррасабал прибыл с масштабной моделью руки, но ему пришлось импровизировать большую часть процесса, столкнувшись с такими естественными препятствиями, как ветер и песок. К сожалению, в начале мероприятия возник конфликт между участвующими скульпторами относительно лучших мест на главной площади. В то время как другие спорили, Марио спокойно перенес свое творение на пляж.
Ираррасабаль закончил свою работу всего за шесть дней. Колоссальная рука изготовлена из бетона, армированного стальными стержнями и металлической сеткой, и покрыта материалом, стойким к разрушению. "Рука" стала главным хитом фестиваля и завоевала для ее автора всемирное признание. Это единственная скульптура с выставки, проводимой более трех десятилетий назад, которая продолжает радовать посетителей и по сей день. Она была сфотографирована тысячами туристов и появилась на бесчисленных открытках и журналах.
Затем Марио Ираррасабаль сделал похожие или точные копии скульптуры в Мадриде (1987 год), в пустыне Атакама в Чили (1992 год) и в Венеции (1995 год).